Ukrainian flag

Всеукраинский
турнир юных химиков

[ Rus | Ukr ]


     Home      О турнире     Результаты       Новости турнира       Полезные ссылки      Контакт

 

Эмблема турнира

 

Быстрая навигация по результатам турнира

 

 

Подписка на новости турнира

 

XХIII Всеукраинский турнир юных химиков (Черновцы-2015)

Фотографии с турнира

В финальном этапе приняли участие 17 команд, которые представляли 11 регионов Украины.

Победители турнира:

Диплом I степени:

    Команда Львовского физико-математического лицея
      Федько Андрей - капитан команды
      Ефимов Лев
      Сех Тарас
      Геворгян София
      Янчак Артем

Дипломы II степени:

    Команда Харьковского лицея № 149
      Коломиец Александр - капитан команды
      Клепова Анастасия
      Ващенко Ольга
      Чорная Анна
      Жила Мария
    Команда Харьковской гимназии № 47
      Середа Алена - капитан команды
      Осокина Мария
      Мазур Катерина
      Марченко Юлия
      Леонова Анастасия

Дипломы III степени:

    Команда Киевского естественно-научного лицея № 145
      Филь Юлия - капитан команды
      Ахметов Владислав
      Главин Антон
      Маханькова Александра
      Димура София

    Команда г. Полтава "НЕОС"
      Иваница Никита - капитан команды
      Лысенко Владислав
      Кваша Денис


    Команда г. Винницы "Максимум"
      Бисикало Кирилл - капитан команды
      Бандерс Мария
      Щербина Мария
      Никитишин Роман
      Иванов Роман
    Команда "Полтинник" школы № 50 г. Львов
      Воевидка Юрий - капитан команды
      Крищук Александр
      Горман Дмитрия


    Команда Харьковской областной школы-интерната "Одаренность"
      Бугаев Владислав - капитан команды
      Недорез Анна
      Турчинова Ангелина
      Чернова Катерина
      Литовченко Илья

Дипломы личного первенства:

      Коломиец Александр (Харьков) - диплом 1 степени
      Федько Андрей (Львов) - диплом 1 степени

      Филь Юлия (Киев) - диплом 2 степени
      Чорная Анна (Харьков) - диплом 2 степени
      Середа Алёна (Харьков) - диплом 2 степени
      Бугаев Владислав (Харьков) - диплом 2 степени

      Димура София (Киев) - диплом 3 степени
      Воевидка Юрий (Львов) - диплом 3 степени
      Ефимов Лев (Львов) - диплом 3 степени
      Иваница Никита (Полтава) - диплом 3 степени
      Кваша Денис (Полтава) - диплом 3 степени
      Сикидин Юрий (Ровно) - диплом 3 степени
      Барахтий Диана (Киев) - диплом 3 степени
      Недорез Анна (Харьков) - диплом 3 степени

Дипломы участников:

    Сборная команда Волынской области
      Кизим Мария - капитан команды
      Худа Зоряна
      Чиж Мария
      Дацюк София
      Сямук Елена
    Команда Одесской гимназии № 14
      Воропай Мария - капитан команды
      Гук Виктор
      Мороховская Екатерина
      Плешко Артем
      Игнатенко Инна
    Команда Ришельевского лицея "РЛ3+1"
      Воропай Денис - капитан команды
      Дворецкий Андрей
      Видрук Ярослав
      Колесников Артем

    Сборная команда Житомирской области "Spudei"
      Дякевич Дарина - капитан команды
      Домалевский Дмитрий
      Милевская Ксения
      Демянчук Татьяна
      Захарчук Анастасия
    Команда Ришельевского лицея "РЛ9"
      Гребенюк Денис - капитан команды
      Данилюк Александр
      Койфман Давид
      Клушин Егор

    Команда г. Ровно
      Сикидин Юрий - капитан команды
      Чижевский Виталий
      Полывьяна Анна
      Рудейчук Диана

    Команда г. Тернополь
      Грунтенко Яна - капитан команды
      Чолоч София
      Шандрук Дарина
      Корда Михаил
      Стаднийчук АНдрей
    Команда Украинского физико-математического лицей
      Барахтий Диана - капитан команды
      Волошенюк Мирослава
      Жук Валентина
      Кухарчук Виктория
      Подганюк Ольга
    Команда г. Черновцы
      Готинчан Андрей - капитан команды
      Борук Елена
      Лясковский Станислав
      Геруш Екатерина
      Бабюк Максим

Результаты Черновцы 2015

Задачи XХIII Всеукраинского турнира юных химиков

  1. «Средневековая химчистка». Современные химчистки для удаления пятен используют органические вещества. Предложите неорганические вещества, способные удалять пятна различного происхождения с разных типов тканей. Обсудите возможность применения этих веществ в современных химчистках.

  2. «Поглотитель запахов». Незаменимое изобретение для холодильников – поглотитель запаха, который нейтрализует резкие неприятные запахи от продуктов питания. Обсудите возможность использования органических и неорганических веществ или их смесей для создания таких поглотителей. На каких принципах может быть основано их действие? Предложите состав наполнителей для трёх таких поглотителей (на основе только неорганических веществ, только органических веществ и смеси органических и неорганических веществ) без активированного угля. Сравните эффективность предложенных поглотителей с эффективностью обычного активированного угля.

  3. «Янтарь». Известно, что окаменелая смола древних деревьев способна образовывать янтарь. Поясните факторы, благоприятствовавшие образованию и сохранению янтаря на протяжении миллионов лет. Возможно ли получить натуральный янтарь в лабораторных условиях? Как можно отличить искусственный янтарь от натурального.

  4. «Элементарно, Ватсон!». «То, что следов пороха нет, ни о чём не говорит, а то, что они есть, говорит обо всём, – пояснил Холмс.» А. Конан Дойль. Знания химии широко используются в криминалистической практике для создания доказательной базы преступлений. Опишите, каким образом с применением химических реакций обнаруживают следы пороха, крови, ядов и др. Какие из этих экспериментов можно проводить даже в полевых условиях?

  5. «Колбаса из табуретки». Целлюлоза не является продуктом питания для людей, хотя в некотором количестве её употребление является очень полезным. Некоторые производители добавляют в значительном количестве измельчённую целлюлозу в готовую мясную продукцию. Обсудите положительные и отрицательные последствия использования такой добавки. Предложите химический метод качественного и количественного обнаружения целлюлозы в та-кой продукции.

  6. «Вездесущий Ле Шателье». Равновесными процессами можно управлять, используя принцип Ле Шателье. И хотя все химические реакции являются равновесными, тем не менее, не всеми процессами удаётся управлять. Опишите основные признаки химических процессов, которыми довольно легко управлять, и признаки процессов, управление которыми осуществить практически невозможно с использованием принципа Ле Шателье (изменение концентраций веществ, температуры, давления). Существуют ли окислительно-восстановительные реакции, равновесие в которых можно было бы смещать в сторону реагентов добавлением продукта реакции?

  7. «Чернозёмный заводик». Чернозём всегда ценился плодородием. Однако, его распространённость не удовлетворяет потребности всего мира. Предложите способ модификации или обогащения различных видов почв меньшей плодородности в промышленных масштабах с целью получения чернозёма. Оцените возможность организации такого производства в полупустыне, степи и лесостепи.

  8. «Спасите Пушкина!». Предложите способ изготовления материала, из которого можно было б создать аналог бронежилета, используя лишь реактивы и лабораторное оборудование, доступные в начале XIX века.

  9. «Металлическая глина». У ювелиров с недавнего времени появился новый материал для работы – серебряная глина. Производители заверяют, что после запекания такого материала образуется изделие, состоящее из серебра 925-ой пробы. Предположите состав подобной глины и обсудите условия её применения. Чем будет отличаться полученное таким образом серебряное изделие от обычного? Обсудите возможность создания золотой, платиновой или другой металлической глины.

  10. «Organic food». В последнее время активно набирают популярность продукты питания «органик». Опишите основные принципы производства таких продуктов. Обсудите преимущества и недостатки этих продуктов и их производства. Существуют ли отличия продукции «органик» от традиционных продуктов? Возможно ли используя набор химических методов исследований, отличить продукцию «органик» или выявить подделку?

  11. «Не всё то золото…». Как правило, металлическим блеском обладают поверхности металлов и некоторых других неорганических веществ. Какие особенности строения веществ позволяют проявлять им металлический блеск? Предложите органические вещества, кристаллы которых обладают таким свойством.

  12. «Каркас». В последнее время в органической химии развивается направление синтеза полиэдрических (каркасных) соединений. В частности, уже синтезированы призман, кубан, o-карборан и производные тетраэдрана. Обсудите основные сложности синтеза различных каркасных соединений. Возможно ли теоретически предсказать химическую стабильность и возможность синтеза таких соединений? Предложите возможное применение таких соединений и их производных.

  13. «Азот для дыхания». По сюжету фильма «Интерстеллар» на Земле появился грибок, который дышит азотом, а не кислородом. Обоснуйте возможность существования организмов с таким типом дыхания. Какие преимущества и недостатки может иметь азотное дыхание по сравнению с другими типами дыхания? Как изменится биогеохимический круговорот Нитрогена в природе в результате такого эволюционного события, и каким образом это повлияет на существование других живых организмов?

  14. «Электрохимические машины». Митохондрии и хлоропласты работают как электрохимические машины. Обсудите возможность создания прибора, генерирующего энергию за счет создания трансмембранного электрохимического потенциала. Опишите возможные области использования такого прибора.

  15. «Химическая матрёшка». С развитием супрамолекулярной химии широко известными стали соединения типа «гость-хозяин». Обсудите возможность синтеза супрамолекулярных ансамблей, состоящих более чем из двух сруктурных единиц, в которых «хозяин» для меньшего «гостя» был бы «гостем» для другого «хозяина». Какое максимальное число структурных единиц может образовывать подобную «матрёшку»?

Авторы: А. В. Волянская, А. В. Григорович, А. О. Дорошенко, А. С. Желавский,
                Н. С. Калиберда, А. С. Кравченко, В. Е. Крыжановский, И. М. Курилишин,
                Е. А. Лукьянова, А. Ю. Ляпунов, А. С. Малащук, В. Е. Морадь, Д. И. Проц,
                Н. Н. Пустовойченко, В. Н. Сомов, С. В. Супрунович, Р. В. Шаламов.

Задачи финального боя XХIII Всеукраинского турнира юных химиков

  1. «Екзотична хімія». Звичайні речовини складаються з атомів, молекул та йонів. Останні, в свою чергу, з протонів, нейтронів та електронів. Проте вченим вдалося синтезувати велику кількість «екзотичних атомів», що складаються з інших елементарних частинок. І навіть отримати певні сполуки з цими атомами. Опишіть будову «екзотичних атомів». Чим за хімічними або фізичними властивостями «екзотичні атоми» відрізняються від звичайних? Опишіть, як відрізнятимуться хімічні властивості речовин, побудованих із «екзотичних» та звичайних атомів. (Харьков149)

  2. «Жаротримкий шолом». За сюжетом кінофільму «Зоряні війни» Енакін Скайуокер упав у потік лави. Ставши Дартом Вейдером, він почав використовувати шолом чорного кольору, здатний витримати занурення у лаву. Запропонуйте матеріал, з якого може бути виготовлений такий шолом, його склад та спосіб виготовлення. (Харьков47)

  3. «Кришталевий склеп». Багато хто бачив бром та йод в колекції хімічних елементів. Можливо хтось бачив хлор… Але газуватий флуор продемонструвати вкрай важко, оскільки навіть кварцове скло не може протидіяти його руйнівній силі. Запропонуйте схему добування матеріалу, що може бути контейнером для тимчасового зберігання газуватого флуору з метою демонстрації. (Львов ФМЛ)

Авторы: А. В. Волянська, О. Р. Гордійчук, В. Є. Крижановський, О. Ю. Ляпунов, О. Б. Соломатін, О. В. Хаврюченко.

   

© 2002 А. И. Желтвай, А. Ю. Ляпунов, А. В. Григорович
© 2002 Харьковский национальный университет
Научно-исследовательский институт химии

Web-design © 2002 AGIK
Last updated 08.11.2015