Ukrainian flag

Всеукраинский
турнир юных химиков

[ Rus | Ukr ]


     Home      О турнире     Результаты       Новости турнира       Полезные ссылки      Контакт

 

Эмблема турнира

 

Быстрая навигация по результатам турнира

 

 

Подписка на новости турнира

 

XХII Всеукраинский турнир юных химиков (Днепропетровск-2014)

Фотографии с турнира

В финальном этапе приняли участие 15 команд, которые представляли 9 регионов Украины.

Победители турнира:

Диплом I степени:

    Команда г. Харькова
      Желавский Алексей - капитан команды
      Бочаров Сергей
      Паркулаб Михаил
      Щербина Олег
      Мамедов Эмиль

Дипломы II степени:

    Команда Львовского физико-математического лицея
      Шевчук Арсений - капитан команды
      Гаврилюк Мирослав
      Блищак Степан
      Сех Тарас
      Федько Андрей
    Команда Одесской школы № 9 "Erfolg"
      Пирогова Валерия - капитан команды
      Шутило Алиса
      Кузниченко Андрей
      Тодорова Богдана

    Команда Харьковской гимназии № 47
      Богданова Алина - капитан команды
      Муравьев Игорь
      Осокина Мария
      Середа Алена
      Леонова Анастасия

Дипломы III степени:

    Команда Днепропетровского областного медицинского лицея "Днипро"
      Власов Илья - капитан команды
      Островская Евгения
      Шевченко Дарья
      КОрсун Кирилл
      Амис Дарья

    Команда Лицея при Донецком национальном университете
      Кобзева Полина - капитан команды
      Гаркуша Оксана
      Бордюг Дмитро
      Белая Александра
      Хорольская Анна
    Команда "Полтинник" школы № 50 г. Львов
      Чайковская Марина-Елена - капитан команды
      Волко Игорь
      Биланчук Владислав
      Воевидка Тарас
      Михайленко Павел
    Команда Харьковского лицея № 149
      Коломиец Александр - капитан команды
      Лабжания Константин
      Дзёбань Татьяна
      Чорная Анна

Дипломы личного первенства:

      Желавский Алексей (Харьков) - диплом 1 степени
      Шевчук Арсений (Львов) - диплом 1 степени

      Блищак Степан (Львов) - диплом 2 степени
      Богданова Алина (Харьков) - диплом 2 степени
      Коломиец Александр (Харьков) - диплом 2 степени
      Пирогова Валерия (Одесса) - диплом 2 степени
      Чайковская Мария-Елена (Львов) - диплом 2 степени

      Биланчук Владислав (Львов) - диплом 3 степени
      Бугаёв Владислав (Харьков) - диплом 3 степени
      Островская Евгения (Днепропетровск) - диплом 3 степени
      Паркулаб Михаил (Харьков) - диплом 3 степени
      Середа Алена (Харьков) - диплом 3 степени
      Хорольская Анна (Донецк) - диплом 3 степени

Дипломы участников:

    Сборная команда Волынской области
      Мельничук Павел - капитан команды
      Тиомук Екатерина
      Бальбуза Дмитрий
      Козиборода Богдан
      Кинах Сергей
    Команда Харьковской областной школы-интерната "Одаренность"
      Бугаев Владислав - капитан команды
      Самошко Елена
      Третьяк Юлия
      Недорез Анна
      Волков Ричард
    Команда Харьковской школы "Вересень"
      Шишко Дмитрий - капитан команды
      Буевская Карина
      Волков Владимир
      Лапкин Евгений
      Заржицкая Виктория
    Сборная команда Житомирской области
      Токарская Карина - капитан команды
      Ципановская Инна
      Барановская Анастасия
      Минис Марина
      Юрченко Богдана
    Команда Одесской гимназии № 82
      Лукьянова Елена - капитан команды
      Жучков Александр
      Прокопов Эммануил
      Бондарь Надежда

    Команда Полтавской области
      Шкодина Анастасия - капитан команды
      Лупаца Тарас
      Иваница Никита


    Команда г. Винницы "Максимум"
      Бисикало Кирилл - капитан команды
      Бандерс Мария
      Сандацян Полина
      Загородний Андрей
      Иванов Роман

Задачи XХII Всеукраинского турнира юных химиков

  1. «Природодемонстрация». Подберите набор из десяти химических опытов, которые демонстрировали бы природные явления, в частности, дождь, прорастание семян, ржавление и другие, которые можно было бы использовать при объяснении этих явлений на уроках в младшей школе.

  2. «Первые тридцать». Как изменилась бы жизнь на Земле, если б на нашей планете существовали только химические элементы с порядковыми номерами в Периодической системе Д. И. Менделеева не больше 30. Опишите основные изменения в составе и функционировании атмосферы, гидросферы и литосферы. Каким образом мы должны были бы организовать производство наиболее важных промышленных продуктов и наш быт? Как изменилась бы история развития нашей цивилизации и науки?

  3. «Неприродный природный газ». В последнее время распространено мнение, что природный газ, который централизованно получают потребители, «разбавляют», то есть снижают его удельную теплотворную способность. Предложите химический способ проверки «разбавления» природного газа. Какие вещества могут быть использованы для «разбавления»? Как химическими методами можно определить вещество, которое использовано для «разбавления».

  4. «Физические методы исследования». При изучении химии в школе мы очень часто оперируем характеристиками веществ, в частности, длина связи, энергия ионизации, полярность молекул, степень диссоциации и многими другими, которые определяются с помощью тех или иных физических методов исследования. Приведите обязательные для изучения в школьном курсе свойства элементов, атомов, молекул, веществ и их смесей, которые невозможно определить без использования физических методов исследования. Кратко опишите способы определения этих свойств. На основании этого обоснуйте, какие физические методы исследования необходимо изучать в школьном курсе химии.

  5. «Игры с перчатками». Часто в химических лабораториях игривые экспериментаторы используют не по назначению латексные перчатки. Например, в неё наливают какой-нибудь растворитель, однако, со временем перчатка начинает пропускать растворитель или разрывается. Оцените время, в течение которого латексная перчатка сможет удерживать определённый растворитель объёмом 0,5 л без протекания. Постройте ряд из не менее 10 растворителей по времени удерживания растворителя в перчатке. Возможно ли построить математическую модель для расчёта времени удержания растворителя перчаткой?

  6. «Луч света в тёмном царстве». Предложите состав гомогенной закрытой системы, которая может за счет химических процессов в течение не менее 5 минут непрерывно генерировать белый свет высокой интенсивности. Опишите процессы, происходящие в этой сис-теме. Приведите расчёты, которые теоретически обоснуют высокую интенсивность и длительность свечения предложенной системы.

  7. «Космическая атмосфера». В результате аварии на космической станции произошла утечка воздуха; до исправления повреждения его запасы достигли критического количества, которого космонавтам хватит на одни сутки. Предложите способ получения пригодной для дыхания газовой смеси с использованием только оборудования и материалов, имеющихся на космической станции.

  8. «Сверхпроводящий раствор». Опишите, каким образом на электропроводность растворов влияют температура, природа растворителя, природа растворённого вещества и его концентрация. Предложите и обоснуйте состав жидкого раствора с наибольшей электро-проводностью.

  9. «Серебряное зеркало». Реакция серебряного зеркала является одной из наиболее зрелищных. Объясните механизм образования серебряного покрытия на стенках посуды в ходе этой реакции. Каких требований к посуде и условиям проведения реакции необходимо придерживаться, чтобы получить именно зеркальное покрытие, а не коллоидное серебро? Предложите и продемонстрируйте (по возможности) несколько экспериментов, в которых можно получить аналогичные зеркальные покрытия из других материалов на стекле.

  10. «Антизапотеватель». Предложите безопасную смесь или индивидуальное соединение, подходящее для защиты автомобильного стекла от запотевания. Обсудите условия практического применения данного средства и принцип его действия.

  11. «Почти хромовая смесь». Одним из самых эффективных средств для мытья химической посуды в лаборатории является высокотоксичная хромовая смесь. Доступные альтернативы – нохромикс, смесь серной кислоты с перекисью водорода, царская водка – значительно менее токсичны, но обладают низкой стабильностью и неудобны в работе. Предложите эффективное безопасное средство для мытья химической посуды, которое будет сочетать в себе лучшие свойства хромовой смеси и низкую токсичность.

  12. «Необычный звук». Кроме температуры, давления, природы растворителя и других факторов на протекание химической реакции может влиять звук. Рассмотрите несколько примеров реакций, которые инициируются звуком. Объясните физико-химическую природу данного явления. Обсудите возможность изменения скорости и направления реакции при использовании звука разной частоты и интенсивности.

  13. «Что написано пером…». На банковских карточках обязательно присутствует по-лоска для личной подписи владельца карты, свойства поверхности которой практически не позволяют стереть надпись на полосе. Предложите вещество или смесь, которым можно обработать обычную бумагу для того, чтобы надписи, сделанные на ней обычным карандашом после такой обработки, невозможно было бы стереть. Обсудите возможность обработки такой бумаги с надписью другим веществом, после чего появилась бы возможность стереть надпись.

  14. «Кислотность». Часто учёным необходимо сравнивать кислотно-основные свойства тех или иных органических веществ. Предложите характеристики, используя которые можно сравнивать протолитические свойства органических соединений. Каким методом можно теоретически или практически определить константы кислотности или основности для этих соединений? Проиллюстрируйте свои рассуждения на примере как можно большего числа органических соединений с разными функциональными группами.

  15. «Diels versus Alder». Реакции циклоприсоединения очень важны в органической химии. Воз-можны ли такие реакции для неорганических веществ? Предложите как можно больше аналогий реакции циклоприсоединения среди реакций между неорганическими соединениями. В чём состоят общие и отличные черты реакций циклоприсоединения для органических и неорганических веществ?

Авторы: О. О. Бородин, В. К. Бухтияров, А. В. Волянская, А. В. Григорович, И. А. Гуцкалов,
                А. П. Демчук, Н. С. Калиберда, А. С. Кобякин, В. Е. Крыжановский, А. Ю. Ляпунов,
                В. Г. Пивоваренко, В. Н. Сомов, С. В. Супрунович, А. В. Хаврюченко.

Задачи финального боя XХII Всеукраинского турнира юных химиков

  1. «Не первичный, а вторичный». Известно, что восстановление многоатомных спиртов, например, глицерола и углеводов, происходит преимущественно по первичным спиртовым группам. Как достичь, чтоб восстанавливались вторичные спирты? Объясните селективность предложенного процесса. (Сборная Харькова)

  2. «007». Вам предложили принять участие в конкурсе на должность химика-консультанта Службы внешней разведки Украины. Подготовьте доклад с предложениями об использовании новейших химических технологий, целесообразных для использования в работе тайных агентов. (ЛФМЛ)

  3. «Новое ракетное топливо». Наиболее популярный твердый ракетный окислитель – аммоний перхлорат имеет существенные недостатки в применении. Сравните его эффективность с эффективностью недавно предложенного заменителя – тетранитроацетимидной кислоты [ТНАК: (O2N)3C–C(OH)=N–NO2] в аспектах удельной энергоёмкости и экологичности. Предложите состав топливной смеси для ракетного двигателя на основе ТНАК и удобного восстановителя. (Харьков 47)

    Тетранитроацетимидная кислота

  4. «Цветной дым». Демонстрационные опыты, связанные с образованием «дыма», – это получение белого дыма (аммоний хлорид) или чёрного (сажа). Обсудите возможность получения цветного «дыма», образованного индивидуальным веществом, которое образуется в ходе реакции. Сколько цветов или оттенков можно получить? (Одесса Erfolg)

   

© 2002 А. И. Желтвай, А. Ю. Ляпунов, А. В. Григорович
© 2002 Харьковский национальный университет
Научно-исследовательский институт химии

Web-design © 2002 AGIK
Last updated 03.11.2013