Ukrainian flag

Всеукраинский
турнир юных химиков

[ Rus | Ukr ]


     Home      О турнире     Результаты       Новости турнира       Полезные ссылки      Контакт

 

Эмблема турнира

 

Быстрая навигация по результатам турнира

 

 

Подписка на новости турнира

 

XХ Всеукраинский турнир юных химиков (Чернигов-2012)

Фотографии с турнира

Репортаж о Турнире на сайте Лаборатории Чекановa

В финальном этапе приняли участие 19 команд, которые представляли 12 регионов Украины, 3 команды представляли Российскую Федерацию (всего 22 команды).

Победители турнира:

Диплом I степени:

    Команда Харьковской гимназии № 47
      Выговский Александр - капитан команды
      Шипуль Елена
      Глущенко Мария
      Ершова Полина
      Богданова Алина

Дипломы II степени:

    Команда Львовского Физико-математического лицея
      Стельмах Андрей - капитан команды
      Галатин Руслана
      Блищак Степан
      Гордийчук Олег
      Нешта Владислав
    Сборная команда г. Харькова
      Онижук Никита - капитан команды
      Пугачов Иван
      Панченко Дмитрий
      Шимкив Дмитрий
      Горносталь Алексей

    Команда Ришельевского Лицея г. Одессы
      Чепляка Анна - капитан команды
      Иванов Вячеслав
      Никифоров Алексей
      Чорний Александр

Дипломы III степени:

    Команда г. Винницы "Максимум"
      Ляшук Александр - капитан команды
      Гулла Александра
      Притуляк Александр
      Гурин Михаил
      Стасюк Ольга
    Команда СШ № 50 имени А. С. Макаренко г. Львова "Полтинник"
      Войтович Богдана - капитан команды
      Биланчук Александр
      Кропивка Тарас
      Яворский Юрий
      Чайковская Мария-Елена
    Сборная команда Волынской области
      Демчук Александр - капитан команды
      Гись Василий
      Судима Николай
      Мигас Сергей
      Бальбуза Дмитрий
    Команда г. Кирова
      Пестриков Павел - капитан команды
      Машковцев Денис
      Гордеева Елена
      Кушнина Софья
      Исупова Юлия
    Команда Лицея при Донецком Национальном университете
      Кухтинов Руслан - капитан команды
      Козленко Анастасия
      Корешкова Анна
      Целик Маргарита
      Малай Василь
    Команда Харьковской областной школы-интерната "Одаренность"
      Халаим Максим - капитан команды
      Зибарова Юлия
      Евтушенко Татьяна
      Чашка-Ратушный Владимир
      Божко Анастасия
    Команда специализированного учебно-научного центра МГУ - школы имени Колмогорова (Москва, РФ)
      Эвдокимов Константин - капитан команды
      Соболь Александр
      Крюков Дмитрий
      Ворронин Олег
      Манойлов Алексей
    Команда специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета "Мужики" (РФ)
      Роговой Максим - капитан команды
      Долгушев Павел
      Захаров Данил
      Ткаченко Николай

Дипломы личного первенства:

      Выговский Александр (Харьков) - диплом 1 степени
      Стельмах Андрей (Львов) - диплом 1 степени

      Ляшук Александр (Винница) - диплом 2 степени
      Козленко Анастасия (Донецк) - диплом 2 степени
      Гордийчук Олег (Львов) - диплом 2 степени
      Чепляка Анна (Одесса) - диплом 2 степени
      Иванов Вячеслав (Одесса) - диплом 2 степени

      Халаим Максим (Харьков) - диплом 3 степени
      Панченко Дмитрий (Харьков) - диплом 3 степени
      Демчук Александр (Волынь) - диплом 3 степени
      Гись Василий (Волынь) - диплом 3 степени
      Глущенко Мария (Харьков) - диплом 3 степени
      Гордеева Елена (Киров) - диплом 3 степени
      Евдокимов Константин (Москва) - диплом 3 степени
      Долгушев Павел (Новосибирск) - диплом 3 степени

Дипломы участников:

    Сборная команда Чугуевского района Харьковской области
      Тишкевич Владлена - капитан команды
      Лемента Екатерина
      Тютина Татьяна
      Ревкова Ольга
      Крохмалева Камила

    Команда Харьковской школы "Вересень"
      Сорочинский Виктор - капитан команды
      Власенко Маргарита
      Чубук Алексей
      Черкашина Виктория
      Катенин Вадим
    Сборная команда Житомирской области "Звягиль"
      Чепель Леонид - капитан команды
      Кибзюк Андрей
      Дружинина Анастасия
      Щеколдин Максим
      Гуменюк Юлия
    Команда Одесской гимназии № 9"Erfolg"
      Пирогова Валерия - капитан команды
      Ткаченко Владислава
      Затула Ольга


    Команда Ивано-Франковского физико-технического лицея-интерната "ФТЛ"
      Грицак Лилия - капитан команды
      Тарасюк Богдан
      Максимец Вита
      Королюк Уляна
      Ружило Илья
    Команда Тернопольской области
      Комар Виктория - капитан команды
      Гешта Владимир
      Вивчар Зоряна
      Кошарский Денис
      Магеровская Светлана
    Команда Одесской школы № 82
      Крыжановский Владислав - капитан команды
      Атанов Евгений
      Фидзина Александра
      Войтюк Михаил
      Лукьянова Елена
    Команда г. Чернигов
      Олейник Дмитрий - капитан команды
      Савченко Виктория
      Ерошенко Всеволод
      Мироненко Антон
      Барбаш Владислав
    Команда г. Нежин "Black Chemistry"
      Гигиняк Виктор - капитан команды
      Кудина Нина
      Жалий Наталья
      Гусева Алена
      Боришкевич Александра
    Сборная команда г. Горловки
      Сергеева Мария - капитан команды
      Янковский Владимир
      Холошева Дина
      Быковский Олег
      Штырикова Мария

Задачи XХ Всеукраинского турнира юных химиков

  1. «Новейшая экспериментальная химия». Школьный курс химии в значительной степени иллюстрируют опытами, которые были предложены много десятилетий и даже столетий тому назад. Какие опыты можно было бы ввести в школьный курс химии для освещения достижений химии последних двадцати-тридцати лет?

  2. «Сложное простое вещество». Учеными синтезировано соединение со строени-ем и свойствами сложного вещества, но образованное только одним химическим элемен-том. Это борид бора с химической формулой В28. Какие химические и физические свой-ства этого вещества свидетельствуют о том, что оно сложное, хоть и образовано одним химическим элементом? Обсудите возможность образования другими химическими эле-ментами таких сложных веществ. Предположите их строение, физические и химические свойства.

  3. «Дезинфекция». Обсудите химические процессы, которые происходят при под-готовке водопроводной воды для подачи потребителям в жилые дома. Определите кри-терии сравнения различных способов очистки и дезинфекции водопроводной воды и оцените по ним качество водоподготовки в различных городах. Предложите наиболее выгодный способ, соответствующий всем выбранным вами критериям.

  4. «Анализ сока». На пакетах с некоторыми нектарами либо восстановленными со-ками можно увидеть надпись: «содержит 35 % натурального сока». По наличию каких веществ можно судить о содержании в напитках натурального сырья? Предложите мето-дику определения содержания действительно природного сока в коммерчески доступ-ных напитках, основанную на химических взаимодействиях.

  5. «Инопланетный синтез». Обсудите возможность производства конструкцион-ных материалов, минеральных удобрений и кислорода на какой-либо планете Солнеч-ной системы или крупном спутнике (на ваш выбор, за исключением Земли) из местного сырья и учитывая местные условия. Сравните технологические сложности каждого про-изводства с аналогичным производством в земных условиях.

  6. «Водородная связь». Долгое время химики спорят о природе и свойствах водо-родной связи. Определения этого понятия очень разнообразны и самое последнее из них утверждает, что водородная связь должна иметь признаки ковалентной. На чем основано такое утверждение? Какие особенности водородной связи требуют постоянного уточнения ее определения? Обсудите сходства и отличия водородной связи и других типов химической связи, ее влияние на химические свойства веществ.

  7. «Аэрогель». Среди известных сейчас материалов самую низкую плотность име-ют аэрогели, в которых пустоты занимают более 99 % объёма. Какое строение и свойства имеют аэрогели? Какие особенности связывания атомов позволяют им существовать? Предположите, какие вещества способны образовывать аэрогели, а также возможные об-ласти применения таких систем.

  8. «Магма». Какие вещества могут образовываться при электролизе жидкой магмы? Оцените целесообразность практического использования этого процесса.

  9. «Царская водка». Известно, что царская водка является слишком агрессивной средой и позволяет «растворять» даже благородные металлы. Предложите современную технологию, которая позволяла бы «растворять» благородные металлы в менее агрессив-ной неводной среде.

  10. «Молекулярная масса». Предложите прибор и методику эксперимента, с по-мощью которых в условиях школьной лаборатории можно было бы определить молеку-лярную массу вещества. Оцените круг веществ, для которых возможно определение мо-лекулярной массы на этом приборе. Какие факторы и каким образом могут повлиять на полученный результат?

  11. «Даёшь угля!». Уголь является ценным энергетическим ресурсом, который об-разовался из скоплений остатков древних растений, однако его запасы очень ограничены. Предложите способ получения углеподобного материала из травяной массы таким образом, чтобы затраченная на его получение энергия была бы меньше теплоты его полного сгорания. Обсудите возможные области использования этого материала.

  12. «Химия в нанокаплях». В растворах ПАВ образуются мицеллярные структуры. Обсудите возможность и особенности протекания химических реакций внутри этих мицелл. В чем может проявляться уникальность таких реакций?

  13. «Синтетическая пища». Фенилкетонурия – болезнь, изменяющая метаболизм фенилаланина, что приводит к поражению ЦНС. Больным феникетонурией необходима особенная диета из пищи богатой белками, не содержащими фенилаланин. Предложите метод получения таких синтетических продуктов питания.

  14. «Природа растворителя». Положение металлов в электрохимическом ряду оп-ределяется, в частности, окислительно-восстановительным потенциалом некоторого стандартизованного электрода в водном растворе. Зависит ли окислительно-восстановительный потенциал электрода от природы растворителя? Изменится ли положение металлов в электрохимическом ряду, составленном для другого растворителя? Если да, то предложите растворители, для которых положение металлов в электрохимическом ряду будет максимально подобным и максимально отличным от такого же для водных растворов.

  15. «Молекулярная пружина». Предложите органическое вещество небиологиче-ского происхождения, молекулы которого имели бы форму спирали, и которые можно было бы сжимать или растягивать при воздействии внешними химическими или физико-химическими факторами.

Авторы: В. К. Бухтияров, А. С. Бушуев, А. В. Григорович, А. О. Дорошенко, Н. С. Калиберда,
                С. В. Керничная, Т. Л. Павловская, С. В. Супрунович, А. В. Хаврюченко.

Задачи финального боя XХ Всеукраинского турнира юных химиков

  1. «Промышленный шпионаж». Вы работаете в научно-исследовательской лаборатории компании, занимающейся производством моющих средств. Ваша задача – выяснить причины внезапного успеха ваших конкурентов, которые выпустили на рынок новый гель для мытья посуды. Предложите схему химического анализа образца конкурирующего продукта, и объясните необходимость каждой операции. Гель у вас имеется в необходимом количестве.

  2. «Однореакторный синтез». Органический синтез, состоящий из множества стадий, часто ухудшает выход целевого продукта. Предложите однореакторный синтез вещества с приведенной структурной формулой, используя реакции усложнения углеродного скелета. Для этого определите исходные вещества для синтеза и предположите механизм реакции. Сравните с многостадийным синтезом этого соединения.

  3. «Опасные связи». Предположите характеристики химической связи и образующих ее атомов проявляют корреляцию с взрывоопасностью (бризантными характеристиками) этих соединений?

  4. «Краска для химического искусства». Предложите состав пяти смесей либо индивидуальных бесцветных веществ, который можно нанести на бумагу, а определенную окраску они смогут проявить только при определенной обработке, одинаковой для всех смесей.

   

© 2002 А. И. Желтвай, А. Ю. Ляпунов, А. В. Григорович
© 2002 Харьковский национальный университет
Научно-исследовательский институт химии

Web-design © 2002 AGIK
Last updated 08.11.2012