Ukrainian flag

Всеукраинский
турнир юных химиков

[ Rus | Ukr ]


     Home      О турнире     Результаты       Новости турнира       Полезные ссылки      Контакт

 

Эмблема турнира

 

Быстрая навигация по результатам турнира

 

 

Подписка на новости турнира

 

XIV Всеукраинский турнир юных химиков (Ивано-Франковск-2006)

Фотографии с турнира

Репортаж о турнире на сайте Лаборатории Чеканова

Всего в финальном этапе взяли участие 17 команд, которые представляли 10 регионов Украины, а также 2 команды из Российской Федерации - сборные города Кирова и города Казани (всего 19 команд).

Победители турнира:

Диплом I степени:

    Команда Ришельевского лицея г. Одессы (РЛ911)
      Полищук Кирилл - капитан команды
      Волянская Ася
      Ковалева Мария
      Чернышова Яна
      Розенфельд Алиса

Дипломы II степени:

    Львовский Физико-математический лицей
      Червак Остап - капитан команды
      Опря Александр
      Романюк Елена
      Шийка Ольга
      Степаненко Игорь
    Команда СОШ № 50 г. Львова им. А. С. Макаренко
      Очеретная Марьяна - капитан команды
      Денега Ирина
      Андрес Виталий
      Нещадин Андрей
    Сборная команда Волынской области
      Осипенко Артем - капитан команды
      Конашук Вадим
      Мосийчук Альбина
      Хомяк Данил
      Рарата Александр
      Чабан Ольга

Дипломы III степени:

    Лицей при Донецком национальном университете
      Саберов Вагиз - капитан команды
      Рожко Анна
      Тишаева Анна
      Забильская Анастасия
      Макаров Иван
    Украинская гимназия № 1 г. Ивано-Франковска
      Скрипничук Иван - капитан команды
      Мельник Николай
      Васюта Роман
      Чупирчук Павел
      Небилович Андрей
    Команда Физико-технического лицея при Ивано-Франковском национальном университете нефти и газа
      Говзан Марьян - капитан команды
      Кудла Тарас
      Величковская Надежда
      Томин Владимир
      Стасюк Николай
    Сборная команда г. Кирова
      Куклин Сергей - капитан команды
      Мотошкова Екатерина
      Кекин Павел
      Яковлев Антон
      Коноплев Роман
    Сборная команда Луганской области
      Базалюк Ольга - капитан команды
      Пастух Алексей
      Лаврентьев Антон
      Лящук Александр
      Щербин Александр
    Команда Академической гимназии № 45 г. Харькова
      Затылюк Алексей - капитан команды
      Переверзев Илья
      Бондарев Даниил
      Стронько Кирилл
      Мастинский Александр
    Сборная команда г. Харькова
      Вдовенко Дарья - капитан команды
      Лемишко Екатерина
      Дейнеко Александра
      Слюсарев Артем
      Гурковский Павел

Дипломы личного первенства:

      Нещадин Андрей (Львов) - диплом 1 степени
      Червак Остап (Львов) - диплом 2 степени
      Осипенко Артем (Волынь) - диплом 3 степени
      Конашук Вадим (Волынь) - диплом 3 степени
      Романюк Елена (Львов) - диплом 3 степени
      Вдовенко Дарья (Харьков) - диплом 3 степени

Задачи XIV Всеукраинского турнира юных химиков

  1. "Карлсруэ". Со времен Антуана Лавуазье и съезда химиков в Карлсруэ большинство понятий и терминов, используемых в современном химическом языке, практически не изменились, хотя их содержание и смысловая основа за два столетия сильно расширились. Проведите анализ современных химических терминов, даваемых в распространенных учебниках. Какие понятия на данный момент не отвечают старым определениям? Какие термины, на ваш взгляд, необходимо исключить из современного языка или уточнить их содержание?

  2. "Метаболизм". Рассмотрите схему взаимопревращений аминокислот, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот в живых организмах и сравните обмен веществ в организмах животных и растений. Предложите основу классификации существующих живых организмов по химическому составу.

  3. "Питьевая вода". Предложите экспресс-тесты для комплексного анализа качества питьевой воды в домашних условиях.

  4. "Амфотерность". Известно, что чистая серная кислота проявляет свойства не только кислоты, но и основания. Чем можно объяснить этот факт? Какие вещества и почему проявляют такие же свойства?

  5. "Аргентум". Целебные свойства воды озера Свитязь объясняют наличием в ней микропримесей ионов серебра. Предложите экспресс-метод определения сверхмалых примесей серебра (порядка 10-9-10-10 М) в природных водах.

  6. "Катастрофа". На химическом предприятии имеется 250 т жидкого хлора. Оцените, на каком расстоянии от завода концентрация хлора в воздухе будет безопасной в случае полного разрушения емкости. Какие меры безопасности необходимо применять в таком случае? Как влияет на человека вдыхание хлора в различных количествах?

  7. "Одеяло для воды". В условиях жаркого климата и в засушливых районах актуальна проблема сбережения воды в открытых водоемах вследствие достаточного интенсивного испарения, особенно при высокой площади зеркала. Предложите нетоксичный состав и метод его нанесения в виде сверхтонкого покрытия на поверхность водоемов, уменьшающего испарение воды.

  8. "Матрица". Предложите возможность полезного использования энергии, выделяемой живыми организмами.

  9. "Розы". Розовый альдегид широко используется в парфюмерии, однако получение его из лепестков роз чрезвычайно невыгодно. Предложите способ его синтеза из неорганических веществ.

  10. "Растворитель". Для измерения спектров 1Н ЯМР используют только полностью дейтерированные растворители. Предложите методы синтеза наиболее распространенных органических дейтерированных растворителей (дейтерохлороформ, дейтероацетон, дейтеробензол, ДМСО-D6), используя только циклогексан С6Н12, тяжелую воду D2O и другие неорганические вещества, не содержащие атомы углерода и дейтерия.

  11. "Цепная реакция". Для проведения реакции хлора с метаном смесь газов необходимо облучить ультрафиолетовым светом. Предложите метод оценки массы магния, которую необходимо сжечь для инициирования этой реакции, в зависимости от расстояния до сосуда и парциального давления газов в смеси.

  12. "Аквариум". В последнее время большой интерес вызывают различные добавки к стеклу, позволяющие изменить его пропускающие свойства. Одна из таких добавок, в частности, позволяет изменять прозрачность стекла для видимого света в зависимости от освещенности таким образом, чтобы за стеклом освещенность оставалась постоянной. Предложите вещество или смесь, которые можно было бы использовать в качестве такой добавки к стеклу или для покрытия стекла.

  13. "ПМР". Предложите структуру и метод синтеза органического вещества, у которого в спектре ПМР разность между двумя крайними сигналами была бы максимальна.

  14. "Фотоизомеризация". Оцените скорость фотоизомеризации представленного соединения в зависимости от длины волны облучающего света и природы растворителя. Какими физико-химическими методами можно определить скорость такого процесса?

    indene

  15. "Магнит". Существуют синтетические материалы, обладающие металлическими или полупроводниковыми свойствами: так называемые органические металлы и полупроводники. Обсудите возможность существования органического магнита, предложите его возможное строение и метод синтеза.

Авторы: Григорович А. В., Дзюба, Д. А., Керничная С. В., Ляпунов А. Ю.,
                Свечкарев Д. А., Сомов В. Н.

Задачи финального боя XIV Всеукраинского турнира юных химиков

  1. "Пероксид". Предложите быстрый и надежный химический метод определения концентрации коммерческого (технического) пероксида водорода при условии, что вы не имеете в своем распоряжении титриметрического оборудования.

  2. "Исктаели сокровищ". С распространением цифровой техники становятся ненужными фтот- и магнитофонные пленки. Предложите рациональные способы выделения максимального количества полезных веществ из таких пленок.

  3. "Мутант". Существуют вещества амфотерные, которые могут проявлять свойства кислот и оснований. Существуют индикаторы, способные изменять свою окраску под влиянием определенных обстоятельств. А могут ли быть вещества, которые способны обратимо изменять свой запах?

  4. "Органическое искусство". Предложите формулу органического вещества, пространственное строение которого напоминало бы определенный бытовой предмет или объект. Соединение должно содержать как минимум 50 атомов 3 - 8 различных элементов. Приведите возможный метод синтеза этого соединений и опишите его физические и химические свойства.

  5. "Суперфункциональность". Предложите формулу органического соединения, которое содержало бы более 15 атомов углерода и максимальное количество различных функциональных групп, и докажите возможность его существования.

  6. "Индикатор". Предложите набор химических реактивов и операций для приблеженной оценки рН среды без использользования эффекта изменения окраски и использования инструментальных методов.

    Авторы: Григорович А. В., Логинова Л. П., Ляпунов А. Ю., Мацаков А. Ю., Проц Д. И., Савка Р. Д.

   

© 2002 А. И. Желтвай, А. Ю. Ляпунов, А. В. Григорович
© 2002 Харьковский национальный университет
Научно-исследовательский институт химии

Web-design © 2002 AGIK
Last updated 8.11.2006