Ukrainian flag

Всеукраинский
турнир юных химиков

[ Rus | Ukr ]


     Home      О турнире     Результаты       Новости турнира       Полезные ссылки      Контакт

 

Эмблема турнира

 

 

Подписка на новости турнира

 

X Всеукраинский турнир юных химиков (Харьков-2002)

Результаты анкетирования участников

Нужны ли нам турниры?

В последнее время на Украине все больше и больше развивается относительно новый вид соревнований школьников - турниры. С каждым годом все больше и больше учащихся принимает в них участие. Но, к сожалению, не достаточно много, чтобы можно было сказать, что турнирное движение развивается по всей Украине. Отчасти это сопряжено с тем, что участие в турнирах финансируется за счет самих же участников. Но, в большей степени, за счет недостатка информации. Многие учителя и ответственные педагогические работники просто не знают что такое турниры, зачем они нужны и чем они отличаются от уже ставших традиционными олимпиад и конкурсов работ МАН. Именно на эти вопросы и попытаются ответить авторы статьи.

В ноябре этого года в городе Харькове состоялся десятый всеукраинский турнир юных химиков. Во время турнира среди участников был проведен опрос с целью узнать от-ношение школьников и учителей к турнирам. И в этой статье мы попытаемся ответить на во-просы, поставленные в самом начале с помощью участников турнира.

Во-первых, что же такое турниры? Турниры - это очень увлекательная и познаватель-ная форма соревнования школьников, в которых учащиеся, кроме фундаментальных знаний по базовому предмету, должны показать свое мышление, умение решать сложные современные научные проблемы и доказывать свою правоту в дискуссии с другими школьниками и научными сотрудниками и преподавателями вузов.

Первый турнир в Украине прошел почти пятнадцать лет назад и, конечно же, первы-ми были физики. Затем эту прогрессивную идею подхватили химики и сейчас уже проводиться 7 всеукраинских турниров: кроме турниров юных физиков и химиков, также турнир юных математиков, изобретателей и рационализаторов, информатиков, историков и биологов.

Самое главное отличие турниров от всех остальных форм соревнований состоит в том, что турниры - это соревнование командное. Достоинство это или недостаток? Несомненно, достоинство! Структура соревнования сформирована таким образом, что во время боя уровень и глубину знаний каждого участника проверить достаточно просто. Тем не менее турнир учит детей работать в команде, а это значительно более важно, ведь коллектив всегда сильнее и совместно можно добиться значительно более высоких результатов, чем поодиночке. Среди участников ТЮХ 71% учащихся высказались, что они предпочитают индивидуальным соревнованиям коллективные. Кроме того, коллективные соревнования более интересные: участие в турнире требует от команды выстраивание собственной тактики и стратегии выступлений, формирует навыки создания внутриколлективных отношений таким образом, чтобы, в первую очередь в выигрыше была команда. Кроме того, в процессе подготовки и участия в турнире меняются взаимоотношения школьников внутри команды: более половины опрошенных признали, что за этот период они стали сплоченнее и дружнее и если среди них появлялись какие-либо разногласия, то они с успехом их решали. Все это приближает турнир к реальной жизни и помогает школьникам подготовиться к их будущей деятельности.

Во-вторых, что же дает школьникам участие в турнире? Ответ на этот вопрос стоит начать с обсуждения задач, которые выносятся на турнир. Эти задачи принципиально отличаются от тех, которые приходится решать учащимся на олимпиадах, ведь большинство этих задач принципиально не имеют решения. Возможно ли такое? Да. Вот несколько примеров задач с последнего турнира юных химиков:

"Братья по разуму". Предложите химический метод общения с разумными одноклеточными организмами;
или
"Информация". Оцените возможность записи информации на лазерных носителях, в которых для хранения одного бита используется одна молекула (эти задачи по результатам опроса признаны наиболее интересными).

Как видно из условий, эти задачи не имеют однозначных решений, а некоторые, с точки зрения разумного человека, не имеют решений вообще. Тем не менее, это не является преградой, ведь при решении подобных задач наиболее полно проявляется фантазия ребенка (естественно, в рамках современных научных теорий). Вызубрить учебник можно научить практически каждого ребенка, а вот научить его думать и искать нестандартные решения современных научных проблем - значительно труднее. А ведь согласитесь, после окончания школы и вуза в более выигрышном положении будут именно те дети, которые умеют думать не по шаблонам. И именно они будут в дальнейшем двигать нашу отечественную науку. Тем более, что 75% наших школьников уже решили связать свою дальнейшую судьбу с химией. И хотя нынешние участники турнира заявляют, что задания слишком сложные (а таких 48%), тем не менее они предлагают настолько интересные и нестандартные решения, что начинаешь завидовать их незакрепощенному разуму. Вот эти дети станут яркими личностями и настоящими учеными.

Конечно же, не всегда решения оригинальны, но во время подготовки к участию в турнире очень сильно вырастает уровень знаний и мышления школьников, потому что невольно приходиться дополнительно изучать специальную литературу (57% опрошенных) или же консультироваться у научных сотрудников - специалистов по тому или иному вопросу (43% опрошенных). Во всяком случае, участие в турнире способствует формированию наиболее важных личностных качеств школьника, которые определяют его как члена цивилизованного общества и целеустремленного человека. Среди качеств, которые наиболее пригодились для участия в турнире, школьниками были выделены следующие: стремление победить и азарт (97%), взаимопонимание с товарищами по команде и умение отстоять свое суждение (91%), способность анализировать (88%), способность быстро принимать решения и умение выслушать чью-то точку зрения, даже если она не совпадает с собственной (81%), умение выдвигать гипотезы (70%), решительность (56%), уверенность в себе и своих знаниях (48%).

Кроме того, во время участия в турнире происходит тесное общение со своими сверстниками, которые во время боев выступают в роли оппонентов, и школьники не только узнают что-то новое, но и учатся вести грамотно полемику и участвовать в дискуссиях. Среди наиболее важных причин участия в турнире учащиеся выделили: приобретение новых знаний и опыта (100%), возможность публично проверить и продемонстрировать свои знания (71%), общение со сверстниками из других городов (57%). И только 5% участвуют, чтобы обеспечить себя хорошими оценками или же укрепить свой авторитет среди учеников и учителей.

И третье, последнее, почему турнирами занимаются взрослые? Трудно ответить на этот вопрос. Когда мы впервые собирались участвовать в турнире - это была просто очередная "галочка" в отчете. Тем более, когда познакомились с условиями задач начинали думать: "Какой маразм! Кто это мог придумать?!". Но с первых мгновений, первых дней самого турнира просто все вокруг переворачивается. Начинаешь жалеть, что ты так поздно познакомился с Турниром. Это увлекает. Хочется заниматься этим все больше и больше. Иногда в ущерб своей основной работе, научной карьере и семье. Турнир становится образом жизни. И, ради чего? Наверное, ради тех счастливых мгновений, когда видишь, что из маленьких восьмиклашек вырастают настоящие, увлеченные, целеустремленные люди. Когда на лицах детей видишь радость и удовлетворение от покорения первых научных вершин и осознания красоты науки. Ради этот стоит жить.

Да здравствует Турнир!!!

Гранкина Тамара Михайловна,
учитель химии "Авторской школы Бойко" г. Харькова,
заслуженный учитель Украины,

Григорович Алексей Владиславович,
кандидат химических наук,
научный сотрудник Харьковского национального
университета им. В. Н. Каразина.

   

© 2002 А. И. Желтвай, А. Ю. Ляпунов, А. В. Григорович
© 2002 Харьковский национальный университет
Научно-исследовательский институт химии

Web-design © 2002 AGIK
Last updated 10.09.2005